Опыт работы

Размер файла: 42.00 кб

Скачать

Опыт работы «Использование инновационных приёмов игры на диатонических музыкальных инструментах при обучении детей старшего дошкольного возраста цветной нотной грамоте»


1. Актуальность

Музыка звучит сейчас повсюду. Но, как ни парадоксально, доступности и простоты в овладении музыкальным языком нет. Формулировки теоретических понятий трудно заучиваются детьми, не вызывают интереса к музыке, а порой отбивают у малышей всякое желание овладеть музыкальной грамотой. Эти наблюдения навели меня на следующую мысль: необходимо обучать детей музыке в доступной их возрасту форме, а именно, добавить немного волшебства, придумать игры со сказочными музыкальными сюжетами, где главные герои – Ноты, музыкальные Знаки, Феи!

Ноты обычно имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей старшего дошкольного возраста создали специальную методику, разноцветную. Композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

2. Новизна моего опыта работы заключается в обучении детей цветной нотной грамоте через игру на диатонических музыкальных инструментах.

3. Задачи:

- развивать музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста

- познакомить с цветной нотной грамотой;

- познакомить с новыми музыкальными терминами;

- обогащать опыт восприятия музыки через цветовую палитру;

- воспитывать интерес к диатоническим музыкальным инструментам, желание научиться на них играть;

- научить правильным приёмам звукоизвлечения;

- научить читать по цветным партитурам;

-побуждать детей к самостоятельной импровизации на диатонических музыкальных инструментах;

- воспитывать   у детей веру в свои творческие способности;

- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.

4. Мною были определены основные принципы, которые легли в основу опыта:
- Принцип целенаправленности
- Принцип доступности
- Принцип наглядности обучения
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения

- Принцип прочности

5. Этапы работы:

5.1 Знакомство с цветными нотами

Знакомство с нотным станом, музыкальными терминами (скрипичный ключ, басовый ключ) проходило через сказку «В гости к Королеве музыки».

С нотами я познакомила ребят при помощи музыкально-дидактического пособия «Нотки малышам» С. Е. Стародубовой. Также мы придумывали с детьми сказки-загадки для каждой ноты и раскрашивали их в цвета радуги.

В процессе знакомства мной были использованы дидактические пособия «Музыкальный ноутбук», «Кольца Луллия», игра с кубиками «Играем с нотками», «Фруктовое мороженое», и на закрепление материала - «Разноцветная гусеница».

5.2 Знакомство с диатоническими музыкальными инструментами и звукоизвлечением.

На втором этапе я знакомила детей с диатоническими музыкальными инструментами: диатоническими колокольчиками, бумвейкерсами, цветным металлофоном. Проводила работу по формированию правильного звукоизвлечения при помощи авторских пособий: «Поющие бутылочки», «Звуковая палитра», «Цветной трубофон», «Разбуди колокольчик», а также знакомила с понятием «исходная позиция». Дети узнали, что такое «диатоника», и что все эти инструменты повторяют звучание клавиш на фортепиано.

Полученные детьми теоретические знания  о  музыкальных  инструментах, а также примеры   звукоизвлечения  на  этих инструментах,  дети закрепляли  с  помощью  музыкально-ритмических  игр  и  упражнений «Найти  музыкальный инструмент»,  «Музыкальный дождь».

5.3 Знакомство с понятием «ритмический рисунок», длительностями и темпом.

На этом этапе я познакомила детей с понятиями «Длительность», «Ритм» и «Темп». Идеальным способом для усвоения материала стало элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом. Обучение элементарному музицированию проводила последовательно. Вначале шли хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки); здесь же  впервые знакомимся со звучащими самодельными диатоническими и орфовскими инструментами.

Мной были придуманы следующие авторские методики по усвоению ритмического рисунка: «Цветные дорожки», «Волшебный метроном», «Ритмичный перезвон».

Для закрепления материала мы проигрывали различные ритмические рисунки на диатонических инструментах, использовали методические пособия «Новогодние ритмические загадки», «Ритмическая карусель», «Цветные дорожки».

5.4 Знакомство с цветными партитурами, двухголосием.

На следующем этапе я познакомила детей с понятием «партитура», что с помощью партитуры можно сыграть мелодию на любых диатонических инструментах.

Чтобы заинтересовать детей, мы превратили обычные цветные ноты в цветы, фрукты, ёлочек, бабочек, которые соответствовали цветам диатонических инструментов. Начинали игру на цветных партитурах с проработки длительностей, проигрывали партитуры а - капелла. Также учила детей внимательно слушать друг друга и следить за нотами, своевременно вступать и заканчивать игру. Прорабатывали длительности с распеванием ритмического рисунка на ти-ти-та.

В процессе знакомства с партитурами дети узнали, что такое «двух- и трёхголосие». Игровые приёмы «Озорной колокольчик», «Имена», «Разбуди колокольчик» и «Интервалы» помогли закрепить материал по данной теме.

Итогом работы стала «Библиотека партитур», в которой мы с детьми собрали их любимые мелодии и песни.

5.5 Направления работы

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с педагогами;

- взаимодействие с ДШИ им. Е. М. Беляева, Центром помощи многодетным семьями, детям - инвалидам, ветеранам.

5.6 Заключение

Обобщён и распространяется материал по данной теме. Разработаны авторские методические пособия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С помощью диатонических музыкальных инструментов дети чище интонируют, с большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. На всех педагогических мероприятиях царит атмосфера увлечённости и вдохновения.