НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыкальной деятельности «Потерянная радуга»

   Цель:

Закрепить имеющиеся знания детей о музыкальной грамоте.

Образовательные задачи:

   1. Формировать навыки игры на диатонических музыкальных инструментах.

   2. Формировать певческие умения и навыки: работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции, эмоционально выразительного исполнения песни.

   Развивающие задачи:

   1. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, связную речь; активизировать словарь музыкальных терминов.

   2. Развивать чувство ритма в игре на музыкальных инструментах, добиваться сыгранности, выразительности исполнения определить на слух долгие и короткие звуки.

   3. Развивать умение детей двигаться в соответствии с размером музыки.

   Воспитательные задачи:

   1. Приобщать детей к искусству.

   2. Создавать теплое, радостное настроение на занятии, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.

   3. Воспитывать самостоятельность, активность.

Ход:

   Музыкальное приветствие:

Дети под музыку заходят в зал, садятся на стульчики.

   Валеологическая распевка «Солнышко и дождик»

Если светит солнышко – можно погулять,

Топать, хлопать весело, в садике играть.

Если тучка хмурится и грозит дождём -

Спрячемся под зонтиком, дождик переждём.

А когда пройдут дожди по лугам,

Выйдет... Выйдет! Подожди!

РА-ДУ-ГА!

     Звучит музыка «Утро» Э. Григ

    Муз. руководитель:

Тихо, тихо рядом сядем.

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном

И раздвинутся вдруг стены-

Вся земля видна вокруг

Плещут волны речки пенной

Чутко дремлют лес и луг.

(дети садятся на пол вокруг муз.  руководителя)

    Муз. руководитель:

Посмотрите, как много красивых картинок я вам приготовила? Что на них изображено? (ответы детей)

    Муз. руководитель:

А сейчас мы послушаем песенку и одновременно будем внимательно смотреть на картинки.

   Песня «Радуга» (Сл: Таня Штерн, муз: Александр Овсейчик).


     Дети слушают, рассматривают картинки, составляют короткий рассказ по картинкам.

    Муз. руководитель:

Жили-были в радужной стране дружные ноты - колокольчики. Были они веселые и трудолюбивые. Девочки красивые, да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да справедливые... И было у них в радужной стране чудо. Это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе.

   А вы знаете, для чего людям нужна радуга? (Ответы детей).

С древних времен люди смотрели на радугу и пытались понять, что это и почему она появляется на небе. Одни народы думали, что это ворота на небеса, другие верили, что радуга - это мост, по которому ходят боги и небесные жители, мост, который ведёт в страну творчества и талантов.

Но случилась в радужной стране беда: погасла чудо-радуга. Не стало ее. Радуга пропала и нотки-колокольчики заблудились. Как же нам теперь быть?

Раз, два, три, четыре, пять!

Радужные ноты будем собирать!

Все нотки – жители страны,

Где звуки с красками дружны.

В стране неповторимой этой

Любого встретит море света.

(Музыкальный руководитель показывает 1 модуль музыкального тренажёра – нотный стан, 2 модуль – Цветной трубофон).

- Мы попали в страну Радуга, посмотрите, какой красивый замок.

В этом чудесном пятиэтажном замке жили ноты-колокольчики у каждой была своя маленькая комната, которая находилась на отдельном этаже. Мы будем «зажигать свет» в окошке, выполнять задания и нотка будет находить путь домой.

Начинаем с ноты «ДО».

Ты ее найдешь легко!

В доме, домре и доспехах

Место «ДО» себе нашла.

Цвета красного она,

Издали нам всем видна.

(звенит красный колокольчик)

   Игра «Ритмическая карусель».

Вслед за «ДО» и нота «РЕ»

Приплыла к нам по реке.

Ребус детям загадала -

Красный с желтеньким смешала.

Получила яркий цвет,

Большой оранжевый букет,

Лучше в мире цвета нет!

(звенит оранжевый колокльчик)

   Игра «Ритмическая карусель»

Нота «МИ» одежду шила,

В гости нотки пригласила.

Платье желтое надела,

Заплясала и запела.

(звенит жёлтый колокольчик)

   Игра «Ритмимческая карусель»

На фазенде отдыхая,

Фантазировала «ФА»:

Как фамилия моя?

Кто такая нота «Фа»?

Вот оденусь в зелен цвет,

Как пойду гулять во свет:

На фаготе поиграю

И с факиром помечтаю,

У фазана расспрошу,

Хорошо ль ему в саду?

Все узнаю, похожу,

А потом домой приду.

(звенит зелёный колокольчик)

   Игра «Разговор инструментов»

-Нота «СОЛЬ» все посолила,

Всем рассольника сварила,

Собрала фасоль в тарелку,

Пригласила в гости белку,

Стала сольно выступать,

В голубом платье блистать,

А потом пошла играть

Так, что нам и не унять!

(звенит голубой колокольчик)

   Игра «Разговор инструментов»

Нота «ЛЯ» была певуньей,

Распевала «Тра-ля-ля»,

В синем платьице резвилась

С лягушатами она!

(звенит синий колокольчик)

   Игра «Поющие бутылочки»

Птица-музыка крыльями машет.

Не кому-нибудь машет, а вам.

Я седьмую, последнюю нотку

С удовольствием детям отдам.

В фиолетовом такси

Прикатила нота «СИ»,

И синица на сирени

Всем дарила свои трели!

(звенит фиолетовый колокольчик)

   Игра «Музыкальная Палитра»

Семь сестренок, семь чудесниц!

Ты их встретишь в каждой песне!

Цветов радуги полны,

Дружат в песенке они.

    Муз. руководитель:

Из этих нот складываются разные песенки. Вот эту песенку я вам спою.

    «Песня про ноты» Ольга Дементьева (к/ф «Звуки музыки»)

    Муз. руководитель:

Вам понравилась песенка? Хотите её выучить? 

   Ответы детей

   Муз. руководитель:

    Упражнение «Аромат цветка»

Лёгкий выдох и глубокий вдох (нюхаем цветок) при спокойно сомкнутых губах. Повторить 4-5 раз.

Знакомство с припевом песни «Песни про ноты»

   В небе гром, гроза. (Фонограмма грома)

Закрывай глаза!

Дождик льётся, солнце греет,

В небе радуга взойдёт,

Семь цветов она рассеет,

Словно семь поющих нот.

Закончился дождь, отгремела гроза,

На листьях блестит дождевая роса.

Прозрачные лужи на чистых дорожках -

Не выйти из дома гулять в босоножках.

А в небе, где синяя туча висит,

Красавица радуга ярко горит!

    Муз. руководитель:

А теперь, мы возьмём наши красивые ленточки-радуги и будем танцевать.

   Аудиозапись песни «Радуга желаний»

Дети повторяют за музыкальным руководителем простые танцевальные движения под музыку. 

   Рефлексия:

-Сейчас мы разделимся на две команды и поиграем. Вот перед вами две картинки с изображением радуги, а вот вам разноцветные нотки. Из ноток нужно сложить радугу.

-Для чего нужны ноты? Где они живут? Как они записываются? Как они называются? Какого характера может быть песня? Сколько цветов у радуги? Сколько нот в гамме?