НОД Путешествие в страну заколдованных колокольчиков

Совместная образовательная деятельность по музыкальному развитию

«Путешествие в страну заколдованных колокольчиков»

Задачи:

Обучающие:

-упражнять в умении запоминать и ориентироваться в элементах нотной грамоты: динамических оттенках, характеристике музыки, регистрах, мелодии, длительностях и применять знания на практике;

-познакомить с детей с новыми музыкальными инструментами: диатоническими колокольчиками;

-формировать умение играть на музыкальных диатонических инструментах (диатонических колокольчиках, металлофоне).

Развивающие:

-развивать музыкальные способности: слух, речь, память, проявлять максимальную активность; творческое воображение, внимание, наблюдательность; слуховое восприятие, координацию движения; навыки музыкально-ритмического движения; голосовой аппарат.

Воспитательные:

- воспитывать художественный вкус и желание заниматься музыкой.

САМОАНАЛИЗ

В начале образовательной деятельности, я использовала игровой момент, что позволило смотивировать детей к дальнейшей деятельности.

С помощью выполнения муз.-ритм. упражнения на динамику, я закрепила у детей умение различать динамические оттенки (форте и пиано)

Прослушивание произведения «В пещере горного короля» Э. Грига помогло мне закрепить у детей понятие о регистрах и характере музыки.

Также, мной было использовано мультимедийное вокальное упражнение «Дождик», что помогло подготовить голосовой аппарат к исполнению отрывка из песни.

Исполнение песни «Радуга» сопровождалось наглядным материалом, для лучшего усвоения слов в песне.

Во время образовательной деятельности была использована музыкально-дидактическая игра «Весёлый металлофон», которая познакомила детей с цветной партитурой.

Разобраться с ритмическим рисунком нам помог наглядный метод - схема, в виде стрелок на экране.

Все элементы образовательной деятельности были логически связаны между собой диатоническими колокольчиками, знакомство с которыми, позволило нам исполнить произведение «Маленькой ёлочке» оркестром из диатонических колокольчиков.


Ход:

Дети получают письмо в группу от Белоснежки.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Белоснежка. Я живу в зачарованном лесу и у меня есть друзья гномы, которых зовут «До, ре, ми, фа, соль, ля, си». Мы очень любим с ними петь и играть в оркестре. Но злая колдунья, превратила моих друзей в колокольчики и я осталась совсем одна. Мне очень нужна Ваша помощь! Колдунья живёт в волшебной музыкальной стране, и чтобы расколдовать моих друзей, нужно отправиться в эту страну и выполнить музыкальные задания.»

(дети заходят)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна. Вы получили письмо от Белоснежки? (да) И что же, она Вам написала? Я вам могу помочь и вместе мы отправимся в путешествие по волшебной стране. Как, ребята, поможем Белоснежке? Не испугаемся трудностей?

Дети отвечают.

-Тогда в путь. До волшебной страны далеко и

найти ее нам поможет музыка.

- Разговаривать в этом мире, принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть.


(достаю скрипичный ключ)

Ключ скрипичный покажет нам путь,

Смотрите, на скрипку похож этот ключ!

В волшебное царство он нас приведет,

Скорее ребята, нас приключенье ждёт.

Звучит музыка «Где живут ноты» (заходят в зал, по кругу)

(стоят в кругу)

(слайд 1 Лес)

-Ребята, посмотрите, где мы с Вами оказались? (ответы) Правильно, но это необычный лес! Это лес динамических оттенков(лес громких звуков и тихих звуков) где-то здесь спрятаны первые гномы-колокольчики До. Но погода в лесу очень переменчива. Иногда здесь тишина, а иногда дует такой ветер, что сносит всё на своём пути.. Чтобы расколдовать наш колокольчик гном до, нам нужно его пройти

-Послушайте музыку и скажите, какая погода сейчас в лесу?

«Музыка леса» Картушина (исполнение первой части)

-Какая мыла музыка?Что мы можем сделать под эту музыку? Какие движения? Давайте, попробуем вместе….

(Выполнение движений без музыки).

-На музыкальном языке тихо-это пиано. Давайте, повторим вместе.

(Выполнение движений под музыку)

-А сейчас послушайте музыку и скажите, погода в лесу поменялась?

«Музыка леса» Картушина Слушание второй части

- Какая музыка стала? Какие движения мы можем выполнить?

(Выполнение движений без музыки)

-На музыкальном языке громко-это форте

(Выполнение движений под музыку)

-Ребята, посмотрите, мы прошли через зачарованный лес и наши колокольчики гномы ДО расколдованы и зазвучали.

(надеваю шапку, ребёнок звенит в колокольчик)

-Посмотрите, да вот же наши первые гномы нотки до!(показываю на детей).

-Молодцы! Первое препятствие преодолели.

Можно сесть, отдохнуть, путь не близкий.

(Садятся на пол)

(слайд 2 Горы)

-Где же мы оказались сейчас. (ответы) Это Горы, но они не простые. Это горы-Регистры(горы низких и высоких звуков) Музыка в этих горах звучит по разному вверху и внизу.

Послушайте произведение, которое называется «В пещере горного короля». И скажите, какая была музыка?

Слушание «В пещере горного короля» Э. Григ

-Музыка менялась? Какая она была? Высокая или низкая?

-В начале, музыка была грубая, тяжёлая и звучала в нижнем регистре.

Затем музыка поменялась, стала лёгкой, воздушная и звучала в нижнем регистре.

-Ребята, мы расколдовали второго гнома Ре. Послушайте, он зазвучал. (надеваем шапку и звеним)

-Послушайте, еще раз произведение «В пещере горного короля» и скажите какой характер, какими словами мы можем его назвать? (сказочная, чарующая, напористая, порывистая, затаённая)

-Вот ещё расколдован гном Ми , он тоже имеет своё звучание. (надеваем шапку, звеним в колокольчик)

(слайд 3 дождь)

-Ребята, злая колдунья послала к нам грозу.

-Скорее вставайте, а то намокнем. (встали)

-А преодолевать это препятствие мы будем с помощью голоса

-Распевание «Фа» (с видео)

(слайд 4 с распевкой)

Чтобы оживить следующего гнома, нам необходимо спеть мелодию на ноте «фа». Как вы думаете, справимся?

-Распевка «Дождик»

(включаю распевание)

Песня очень красивая, но ее можно еще и украсить. А давайте, мы украсим песенку колокольчиком Фа?

(колокольчиком Фа)

(поём и играем в колокольчик)

-Ура! Ещё гном расколдован. Гном Фа (надеваем шапку)

(слайд 5 Радуга)


-Посмотрите, после дождя на небе появилась радуга!!! Она нам подскажет дорогу и поможет расколдовать следующего гнома. Но для этого мы должны спеть ей песенку.

(исполнение-показ песни)

«Радуга» Кукутики

-Исполняю песню «Радуга»

-Вам понравилась песня? Какое настроение было у неё?

-Хотите спеть её вместе со мной?


А вот вам подсказка, цвета радуги.

(цвета радуги на мольерте)

(Проговариваем цвета, проговариваем в ритме, пропеваем с мелодией)

-Теперь у нас получится целая песенка.

-Я буду петь запев, а вы мне поможете исполнить припев.


-Исполнение песни «Радуга»

-Мы расколдовали ещё одного гнома Соль (надеваем шапки и звоним колокольчиком)

(слайд 5 Металлофон)

Город Сольфеджио.

-Ребята, мы совсем близко! Но на пути нас ждёт следующее испытание!

- Чтобы расколдовать следующего гнома, необходимо выполнить еще одно задание. Посмотрите, гном ля оставил нам подсказку.

Идём к металлофону с цветной партитурой

-Что это? Металлофон-музыкальный инструмент с цветными трубочками. Цветные трубочки-это нотки.

-Что же нам делать с ней? Как вы думаете?

-Как играют на этом инструменте? Ударяют молоточком по трубочке.

Я вам буду помогать, показывать ноту, а ….. будет ее играть.

Дети по очереди исполняют мелодию по цветной партитуре. (три –два человека)

-Ребята, гном-ля тоже расколдован.Ура! (надеваем шапку, звенит колокольчиком)

-Следующая остановка город заколдованных часов Ритм.

(слайд 6 Часы)

-Колдунья решила нас запутать и перевела все часы в волшебной стране.

-Нам нужно справиться еще с одним заданием и разгадать ритм.

(Запись ритмического рисунка на проекторе)

-Посмотрите на экран, на нём есть часовые стрелки. Это и есть ритм. Длинные стрелки-длинные звуки(хлопаю). Короткие стрелки –короткие звуки(хлопаю).

-Попробуем его прохлопать? (прохлопываем ритм)

-А с музыкой у нас получится? (прохлопываем с музыкой)

«Часики идут» Фиксики

-Хлопая в ладоши, мы встречали длинные и короткие звуки(длительности, это называется  ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его.

А сейчас мы не просто прохлопаем его, а превратим ритм в танец.

-Посмотрите, движения в танце тоже будут длинными и короткими.

(показ движений)

(выполнение вместе)

«Часики идут» (фиксики)


Ребята! Ура! Мы расколдовали гнома Си (надели шапку позвенели в колокольчик)

(слайд 7 замок)

-Вот мы пришли к замку злой королевы, все трудные испытания пройдены, гномы расколдованы, посмотрите, да это же вы! Но нам нужно попасть домой.

-У меня есть скрипичный ключ, который открывает дверь в прекрасную

страну Музыка.

(ставит скрипичный ключ на магнитную доску, в начале партитуры)


-Посмотрите, скрипичный ключ превратил наши ноты в музыку. Которую мы сейчас сыграем.

«В лесу родилась ёлочка» (под фонограмму)

-Давайте рассмотрим наши цветные ноты! Они разного размера. Большие имеют длинное звучание, маленькие короткое(показываю)

-Ноты в соответствуют цвету колокольчиков.

-Начинаем мы играть в тот момент, когда указка показывает на цвет вашего колокольчика. Давайте попробуем!

(играем без музыки)

-Молодцы! У вас хорошо получается!

-Молодцы! Я думаю, что у нас может получиться целый оркестр.

(включаю музыку)

(слайд домик Белоснежки запись голоса)

-Ребята, я слышу чей-то голос! Это голос Белоснежки!

-Дорогие, мои Ребята! Вы справились со всеми заданиями! Победили злую королеву! И стали моими друзьями гномами! Если мне будет нужна ваша помощь, я обязательно буду к вам обращаться! До свидания! До новых встреч!

-Ну и я, с вами прощаюсь! Мне очень понравилось наше путешествие!