Календарно-тематическое планирование

На 2018-2019 учебный год

МесяцТемаОписание работы
Сентябрь1занятие Знакомство с нотами, нотоносцем, скрипичным ключом. Раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключом через сказку «Где живут ноты». Использование презентации «Весёлые нотки».
2 занятие Знакомство с диатоническими колокольчиками, нота «До».Знакомим детей с новым музыкальным инструментом. Пробуждаем интерес. Знакомим детей с нотой до (красная) названием, цветом, звучанием. Игровое пособие «Музыкальный ноутбук»
3 занятие Знакомство с обозначением длительностей. Практические навыки.Знакомим детей с музыкальным термином «Длительность». Учим детей пропевать длительности: (восьмые на «ти», а четверти, половинные и целые на «та».) Игра «Ритмичный перезвон», «Музыкальный метроном». Помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта.
4 занятие Знакомство с диатоническими ударными инструментами - бумвейкерсами.Познакомит с звучанием, способом извлечения звука. Игра «Угадай-ка», «Как тебя зовут».
5 занятие Знакомство с нотой «Ре», цветом, названием и звучание на диатонических колокольчиках(бумвейкерсах)Познакомить и закрепить в игровой форме звучание и цвет ноты Ре. Игра «Цветной трубофон», «Повтори за мной»
6 занятие Познакомить детей с понятием ритмический рисунок. Знакомство с нотой «Ми» (цветом, названием, звучанием)Познакомить детей с разными ритмическими рисунками музыкально – дидактическая игра «Ритмическая карусель», «Ритмические загадки». Исполнение ритма на диатоническом колокольчике, бумвейкерсе ми(оранжевая нота) Отрабатывать практический навык исполнения ритмического рисунка на ноте «Ми». (на диатонических музыкальных инструментах)
7 занятие Закрепление материала.Повторяем и закрепляем пройденный материал за месяц.
Октябрь1 занятие Знакомство с нотой «Фа» (цветом, названием и звучанием на диатонических инструментах). Работа на ритмическим рисунком.Закрепить название ноты Фа, цвета (зелёный) и звучания на диатоническом колокольчике, бумвейкерсе. Игра «Музыкальная палитра»
2 занятие Знакомство с нотой «Соль» (названием, цветом, звучанием)Познакомить детей с нотой соль. Закрепить название, цвет (голубой) и звучание на диатоническом колокольчике, бумвейкерсе. Игра «Весёлый металлофон».
3-4 занятие Познакомить с понятием мелодия, поступенность движения мелодии.Учить определять детей мелодию, слушать отдельные фразы, определять поступенность движения вверх и вниз. Упражнение «Лесенка», «Ручейки».
5 занятие Знакомство с нотой «Ля» (названием, цветом, звучанием)Познакомить детей с цветной нотой ля (синяя). Звучанием на диатоническом колокольчике, бумвейкерсе. Использование игрового приёма «Поющие бутылки».
6 занятие Знакомство с нотой «Си» (названием, цветом звучанием)Познакомить детей с цветной нотой си (фиолетовая). Звучанием на диатоническом колокольчике, бумвейкерсе.
7 занятие Закрепление пройденного материалаЗакрепление материала при пмощи дидактических игр «Музыкальные кубики», «Круги Луллия».
НоябрьЗанятие 1 Знакомство с цветными партитурами. Навыки чтения партитуры.Знакомим детей с цветными партитурами (нотами для диатонических колокольчиков) и учим детей читать по партитуре. Рассказываем, для чего нужна партитура, об особенностях исполнения по партитуре.
Занятие 2 Знакомство с приёмами и с особенностью игры на диатонических колокольчиках. Практические навыки. Знакомство с партитурой «Весёлые нотки».Учим детей правильно держать колокольчик, извлекать звук и контролировать собственные действия. Знакомим с понятием «исходная позиция».
3 занятие Исполнение партитуры «Весёлые нотки» на диатонических колокольчикахУчим детей своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп. Сначала следует проговорить название нот вслух, затем сыграть инструментальную партитуру«a capella», чётко проговаривая название нот. При этом следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.
4 занятие Исполнение партитуры «Весёлые нотки» на бумвейкерсах.Начинаем с повторения названия нот, затем проигрываем партитуру «a capella» и соединяем её с аккомпанементом. Мелодию в партитуре с помощью указки показывает воспитатель. Повторяем и закрепляем название нот в разных вариациях исполнения. При этом группа детей может играть ноты, а другая группа петь, меняясь ролями. Могут играть все дети, а только солист петь ноты под аккомпанемент бумвейкерсов.
5 занятие Разучивание мелодии из партитуры «Лесенка-Чудесенка» на диатонических колокольчикахУчим мелодию сначала «a capella», в очень медленном темпе. Обращаем внимание детей на высоту звуков и направление движения мелодии.
6 занятие Работа над партитурой «Лесенка-Чудесенка» на бумвейкерсахПрорабатываем отдельно слова. Затем повторяем мелодию и соединяем её со словами. Играть и петь следует чётко, не отставая, и не опережая друг друга.
7 занятие Исполнение партитуры «Лесенка-чудесенка» на диатонических колокольчиках и бумвейкерсахУчить детей играть в ансамбле, вовремя начинать и заканчивать.
Декабрь1 занятие Знакомство с понятием «Чтение с листа». Практические навыки.Знакомим детей с новым музыкальным термином. Учим читать с листа партитуру «Озорные нотки». (С каждым повтором, дети могут меняться диатоническими инструментами.)
2 занятие Играем в игру «Зоркий глаз».Объясняем правила игры. Учим детей быстро реагировать на смену показа нот, контролировать свои движения руки, в которой находится колокольчик. При этом следим за тем, чтобы после игры своего звука, ребёнок быстро убирал колокольчик в исходную позицию (прислонив его к плечу).
3 занятие Знакомство с партитурой «Маленькой ёлочки», Работа над ритмическим рисунком.Слушаем песню «Маленькой ёлочке» сл. З.Александровой, муз. М. Красева. Говорим о содержании. Начинаем с проработки длительностей, играя по партитуре, и пропеваем их на «Ти ти Та». Использование игрового приёма «Цветной трубофон»,
4 занятие Изучение слов к партитуре «Маленькой ёлочке»Начинаем учить слова, чётко проговаривая текст. Затем соединяем игру на колокольчиках со словами «a capella».
5 занятие Работа над выразительным исполнением партитуры «Маленькая ёлочка».Повторяем партитуру со словами «a capella», а затем соединяем с фонограммой. Учим детей слушать друг друга и внимательно следить за нотами в партитуре. Показывает мелодию в партитуре музыкальный руководитель.
6 занятие Повторение нот с помощью исполнения партитуры «Весёлые нотки» на бумвейкерсах.Играем по партитуре с аккомпанементом, чётко пропевая названия нот. (Девочки–играют, мальчики–поют, и наоборот) Показывает мелодию в партитуре воспитатель.
Январь1 занятие Музыкальная игра «В имена».Педагог объясняет правила игры детям, затем проигрывает своё имя на колокольчике, бумвейкерсе, трубофоне, металлофоне, разделяя его на слоги. Дети друг за другом проигрывают своё имя (в разных вариациях).
2 занятие Знакомство с цветочной партитурой «Жили у бабуси два весёлых гуся»Знакомим детей с различными вариантами изображения нот в цветной партитуре (цветы). Проигрывание «a capella» на диатонических колокольчиках.
3 занятие Изучение цветночной партитуры «Жили у бабуси два весёлых гуся»Отрабатывать начало игры, возвращение колокольчика в исходную позицию. Знакомство со словами песни в партитуре
4 занятие Исполнение цветочной партитуры «Жили у бабуси два весёлых гуся» на диатонических колокольчиках со словами по показу ребёнка.Отдельно проговаривать слова песни. Исполнить партитуру «a capella» со словами по показу ребёнка
5 занятие Выразительное исполнение цветочной партитуры «Жили у бабуси два весёлых гуся»Повторить партитуру со словами «a capella», затем со словами под фонограмму
Февраль1 занятие Знакомство с понятием «Интервалы», «Двухголосие» Практические навыки игры на диатонических колокольчиках, бумвейкерсах в парах,двухголосием.Знакомим детей с новым музыкальным термином «интервал», «двухголосие» Учим играть в ансамбле интервалы, слушая друг друга. Используем игровой приём «Разбуди нотку»
2 занятие Музыкальная игра «Ритмическое эхо» на разных диатонических инструментах.Объяснив правила игры, педагог играет на своём инструменте определённый ритмический рисунок. Дети его пытаются запомнить и воспроизвести по одному друг за другом, или по выбору педагога.
3 занятие Знакомство с партитурой из воздушных шариков «Спят усталые игрушки» Практическая работа.Слушаем музыкальное произведение, говорим о характере. Пробуем прочитать партитуру с листа.
4 занятие Играем партитуру из воздушных шариков «Спят усталые игрушки».Начинать следует с отработки отдельно поставленных нот по партиям «a capella». Затем прорабатываем отдельно двухголосие.
5 занятие Играем партитуру из воздушных шариков «Спят усталые игрушки».Прорабатываем длительности с пропеванием ритмического рисунка на «динь-динь-дон» игровой приём «Ритмичный перезвон» После соединяем с аккомпанементом. (Песни в записи). Показывает мелодию в партитуре музыкальный руководитель
Март1 занятие Заключительная работа над партитурой «Спят усталые игрушки». Выступление с концертным номером «Спят усталые игрушки» на празднике посвящённому 8 марта Мы впервые на арене.Учим детей играть в ансамбле, внимательно слушая друг друга. Побуждаем детей к эмоциональному отклику на музыку и проявление артистических данных при игре на публике.
2 занятие Знакомство со смешанной партитурой «С днём рождения» на диатонических колокольчиках и бумвейкерсахПознакомит детей со смешанной партитурой.
3 занятие Индивидуальная и групповая работа с партитурой «С днём рождения» (диатонические колокольчики )Работу над этими партитурами следует начинать с проговаривания текста. Далее прорабатываем инструментальную партию–ставим отдельно ноты, работаем над ритмическим рисунок, играя его «a capella»на диатонических колокольчиках. Только после этого, соединяем слова с игрой, при этом одни дети поют песню по партитуре, а другие аккомпанируют на колокольчиках.
4 занятие Индивидуальная и групповая работа с партитурой «С днём рождения» (на бумвейкерсах)Проговариваем текст песни, проигрываем инструментальную партию на бумвейкерсах отдельно ноты, работаем на ритмическим рисунком. Соединяем слова с игрой, приэтом одни дети поют песню по партитуре,другие аккомпанируют на бумвейкерсах
5 занятие Совместной исполнение партитуры «С днём рождения» на диатонических колокольчиках и бумвейкерсахПроигрываем партитуру без музыкального сопровождения по партитуре, показывает музыкальный руководитель. Учить детей играть слаженно, внимательно следить за нотами в партитуре.
6 занятие Исполнение смешанной партитуры «С днём рождения» из воздушных шариков со словами под фонограмму Исполнение партитуры «С днём рождения» на праздникеПроговорить отдельно слова, повторить без сопровождения по показу. Исполнить под фонограмму.
Апрель1 занятие Повторение нот с помощью партитуры «Весёлые нотки».Вспоминаем название нот без музыки. Проигрываем партитуру «a capella» с пропеванием нот, затем с аккомпанементом.
2 занятие. Играем «Разговор инструментов»Напоминаем правила игры (играем в разных вариациях).
3 занятие Играем в игру «Импровизация».Объясняем правила игры. Дети по очереди показывают свой мини этюд. После выступления мини групп, педагог фантазирует с детьми на тему каждой получившейся музыкальной зарисовки.
4 занятие Знакомство с песней к партитуре «Выпускной вальс».Слушаем песню Т. Петровой «Выпускной вальс». Беседуем о содержании музыкального произведения.
Май1 занятие Разучивание мелодии из партитуры «Выпускной вальс».Разучивание начинаем с мелодии (с проработки длительностей). Затем отрабатываем отдельно поставленные ноты по партиям «a capella». Отдельное внимание уделяем двухголосию, прорабатываем в медленном темпе останавливаясь на каждом интервале.
2 занятие Работа над партитурой «Выпускной вальс».Повторяем мелодию и соединяем с другими музыкальными инструментами для более богатого звучания (например, с диатоническими металлофонами).
3 занятие Работа над партитурой «Выпускной вальс».На этом этапе, соединяем всю оркестровую группу с песней, при этом играя свои партии дети должны сдерживать динамику звучания, так как оркестр играет роль аккомпанемента. Знакомим детей с термином «аккомпанемент».
4 занятие Заключительная работа над партитурой «Выпускной вальс». Выступление с концертным номером « Выпускной вальс» на выпускном балу .Добиваемся точности исполнения ансамблевого звучания. Работаем над артистизмом.

Заключение


С помощью диатонических музыкальных инструментов, дети стали чище интонировать, с большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. На занятии царит атмосфера увлечённости и вдохновения. Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование для ребят стало самым любимым делом. Заходя в музыкальный зал, дети спрашивают, будут ли они играть на колокольчиках. Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки!!!

И в заключении хотелось бы сказать, пользуйтесь этими замечательными музыкальными инструментами. Разрабатывайте свои партитуры. Умелое и грамотное использование диатонических колокольчиков приведёт к всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей.





Список литературы:

1) Методика музыкального воспитания под редакцией Н.А. Ветлугиной

2) С.П. Бублей "Детский оркестр"

3) Н.П. Кононова "Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах"

4) Т.Э. Тютюнникова "Элементарное музицирование с дошкольниками"

5) С.И. Мерзлякова "Учим петь детей 6-7лет"